Новости

Километр информации

14 сентября, 2008
Километр информации.
Предисловие.
Ещё во времена царской армии снайперов тренировали двумя способами: для укрепления рук заставляли их танцевать вальс, держа перед собой на вытянутых руках стул, а для развития остроты зрения и внимательности стрелки пристально смотрели на какой-нибудь участок местности и пытались заметить все мельчайшие детали.
Внимание и память развивали и курсанты разведшкол. Разведчику показывали на 10 секунд стенд с двадцатью, тридцатью и пятьюдесятью (по мере усложнения) предметами, потом стенд закрывали, меняли на нём местами два предмета или заменяли один на новый. Стенд снова открывали, и обучаемый должен был назвать все изменения, произошедшие на стенде.
Начинающие журналисты уже не первый год выполняют упражнение «Километр информации». Студенты должны пройти от корпуса ВГУ мимо памятника Славы до клинического рынка и при этом внимательно смотреть на всё: на улицы, на дома, на людей… Но задача не в том, чтоб разглядеть мелкие предметы или запомнить все названия магазинов или ещё что-нибудь на пути. Смысл тренировки в том, чтоб увидеть в хорошо знакомых вещах то, чего никто в них не видит.
Лично мне это задание кажется очень интересным и чем-то напоминает упражнение «Скорости» ордена РАМ, звучит оно так: «В течение двадцати минут вдвое уменьшите скорость, с которой вы обычно передвигаетесь. Внимательно вглядывайтесь во все, что вас окружает, – в предметы, природу, людей. Наилучшее время для этого упражнения – после обеда. Повторяйте упражнение неделю». Похоже, не так ли?
Экспедиция в новый мир по надоевшему пути.
Вот мы уже снарядили экспедицию (достали блокноты и ручки), сверили план полёта (то есть похода), получили благословение Татьяны Николаевны и стоим у порога корпуса.
Я ещё раз окинул взглядом наш Alma-mater (ведь ещё часа полтора его не увижу!) и наткнулся на надпись, которая гласила: «Я (сердце) Ж». Признаться, я не сразу понял, что это значит «Я люблю Журфак». Затем мы двинулись, наконец, по нашему тернистому пути (кто видел качество воронежских дорог – поймёт, почему я назвал наш путь тернистым).
Как сказал бы экскурсовод: «Посмотрите направо!». А справа от нас, у восьмого корпуса ВГУ, величественно возвышается куча строительного мусора, которая нахально расположилась на газоне – в пятидесяти метрах от ближайшей стройки. Кстати, а что это там строят? Неужели новый корпус университета или общежитие для приезжих студентов? Прямо не верится…
Пока я разглядывал строительство, мой путь чуть не завершился на городской свалке. Что? А, это всего лишь мусорный бак у студенческого общежития, просто машина, отвозящая мусор на специальную свалку, в этот раз пожалела бензина, чтоб заехать в столь отдалённый край. Ладно, сворачиваем отсюда.
Наш маршрут пролегает по Межобщежитским холмам. С них здорово кататься зимой, так как лёд на них почти никогда не убирается и движение там становится односторонним. И снова «Посмотрите направо!». Смотрим. Видим ещё одно студенческое общежитие, подвал которого арендован под компьютерный клуб. Неинтересно. Отвернулись – смотрим влево. День. Улица. Забор. Стройка. Сколько же лет этой стройке? В прошлом году, когда было построено два этажа странного сооружения, я всё думал, что же там строят. Застройщики, судя по всему, думают об этом до сих пор.
«Осторожно, лужа!» Нет? Странно, а мы как-то привыкли уже к тому, что её надо переходить по каким-то кирпичикам и поломанным ящичкам. Ну ничего, мы верим, что она со дня на день появится, ведь синоптики обещают дожди. И мы смело зашагаем по скользким доскам и шатающимся камням – мы ведь любим опасные приключения!
По пересохшему руслу дороги выходим к Московскому проспекту. Время позволяет остановиться, оглядеться и пообщаться. Но лучше продолжим путь, время лишним не бывает. Вот он – памятник Славы – большой мемориал, установленный в честь павших Воинов-освободителей на братской могиле, в которой похоронено около десяти тысяч человек, погибших в боях за Воронеж в 1942-1943 годах. На плитах памятника сегодня, как и в любой другой день, лежат свежие цветы.
Идём дальше «Видите вон ту алую пирамиду?» – Ну конечно же видим этот выдающийся образец американского авангарда или постмодернизма. Почему американского? А вы взгляните на однодолларовую банкноту. Там точно такая же пирамида: тоже состоящая из квадратиков, тоже с оторванной верхушкой, тоже в круге, с той только разницей, что на американской пирамиде ещё и всевидящее око есть – милая шутка масонов. Что за масоны обитают в городе Воронеже, мне не известно, но их символ впечатляет. О сносе пирамиды уже давно идёт речь, но кому-то она слишком дорога, чтоб её убрать с такого многолюдного перекрёстка. Лично я ничего против пирамид не имею, но они были созданы как надгробия царей, не имеющих отношения ни к России, ни, тем более, к Воронежу. Пирамиды – это часть египетской культуры. А эта… сфинкса к ней не хватает. Самое обидное, что именно этот жуткий символ чуждой идеи многие горожане называют «Памятник Славы». Славы чего, спрашивается? Египта? Масонства? Доллара? И ведь в голову никому не приходит, что памятнику Славы и остановке с таким названием уже сорок один год, а пирамиду поставили относительно недавно.
- Здравствуйте! Как Вас зовут?
- Добрый день. Пётр Семёнович.
- Что Вы можете сказать о памятнике Славы?
- Ну вот она, эта (показывает пальцем на пирамиду), что ещё скажешь?
Действительно, что здесь ещё скажешь? А ему на вид лет тридцать, мог бы и знать.
Переходим дорогу. Нас просили быть очень осторожными и идти только на зелёный, о, а вот и он! Чуть не сбили! И где эти сволочи права покупают? Таких ведь много в Воронеже. А если собьёт? Посадят его? Думаю, что даже права не отберут, а в протокол как раз под стодолларовой бумажкой про меня напишут: «Перебегал дорогу в неположенном месте на красный свет и резко остановился перед машиной». Ладно, полдороги прошли живыми, теперь постоим, подождём очередного зелёного сигнала. Не инвалиды – успеем перебежать! Интересно, а как быть им? Пока спереди и сзади несутся Шумахеры местного розлива, можно посмотреть направо и увидеть очень даже симпатичную клумбу с цветами. Если бы таких было в городе побольше – цены бы им не было! Но цена им есть и городской администрации платить эту цену не хочется.
Вот наша экспедиция преодолела вторую половину дороги, и мы оказались на ровном, чистом тротуаре у шикарного гольф-клуба. Отсюда сворачиваем на грунтовую дорогу, которая приводит нас в тупик частного сектора. Удивительно, сколько раз я ходил рядом и ничего этого не видел. Делать нечего, разворачиваемся и идём обратно. Натыкаемся на старенькое авто, которое очень заинтересовало меня своим содержимым: задняя часть салона была забита колючей проволокой. Возможно, хозяин машины просто привёз себе «немножко проволочки» для забора – защита от настырных соседей,- а может это ультрасовременный подход к защите машины от угона?
Так, как там назад к гольф-клубу? По дорожке и направо. Ой, надо было налево. А здесь у нас что? Похоже на обычный частный домик, только окна все выбиты, полы провалены, крыша, наверное, тоже пробита. Надо глянуть. Ого! Под крышей висит гнездо, похожее на осиное, размером с человеческую голову. И насекомые, живущие в нём похожи на ос, но более тёмные и длиной сантиметра 3-4. Они стали беспокоится, нам лучше уйти. Проходим по грязному дворику к калитке и выходим к тому самому чистому, аккуратно выложенному ФЭМом тротуару. Я и забыл уже, что мы в городе. Такие контрасты не хотят добровольно укладываться в голове. Хотя они есть во многих городах: в Донецке, например, дореволюционные домики, до самых окон осевшие в землю соседствуют с шикарным зданием ГУВД и не менее шикарным бизнес-центром.
Вот ещё один поворот, который мы не можем пропустить. Он приводит нас к очередной тупиковой ветви развития города. За надёжным высоким забором, с наглухо закрытыми воротами стоит дом. Точнее то, что от него осталось. А осталось от него несколько кирпичей и громоотвод, по высоте которого мы определили, что дом был двухэтажным. Теперь нам предстояло побывать на кладбище. Входом в него нам послужила дыра в заборе. По погосту ходить долго не хотелось, да и времени уже оставалось не так много, поэтому ушли мы оттуда быстро. Что меня очень неприятно удивило, это то, что многие могилы заброшены, памятники перевёрнуты и разбиты. Неужели людям до этого нет никакого дела? Очень жаль. Ещё грустно смотреть на могилу, где похоронены 7 человек и у всех написана одна дата смерти, среди них были и взрослые и дети. Вообще печально видеть детские могилы. Так ведь быть не должно.
С кладбища мы вышли к небольшой церкви и двинулись к Клиническому рынку. Интересное название, двусмысленное. Мы шли по обыкновенной дороге, мне надоело замечать только плохое, и я поднял глаза в небо. Ни единого облачка. Изумительный цвет, ни одна картина, ни одна фотография не сможет передать его. Но вот впереди рынок и я вынужден вернуться с небес на землю. Для тех, кто ходит всегда, глядя себе под ноги, на асфальте было нарисовано краской солнышко. Лично мне это подняло настроение – если на улицах появляются не только матерные слова, но и подобные рисунки, значит люди ещё не потеряли оптимизм и чувство юмора, значит ещё не всё потеряно!
Времени до следующей пары осталось совсем немного. Нам пора возвращаться. Переходим улицу на зелёный свет и идём к университету. Дорога проходит быстро. Наверное, виновата привычка с военной кафедры «не опаздывать ни на минуту». Но я не смог не споткнуться на названии «Демократичный ресторан». Хотел было зайти после занятий, но побоялся разрушить впечатление о демократичности этого заведения. Вот мы уже и у стен нашего университета.
Послесловие
Перед нашим первым занятием по ТМЖ любознательные студенты написали на доске фразу: «ТМЖ-what is it?» , ответить на это можно в двух словах, в трёх лекциях или объяснять неделю. Мы же поняли, что это такое, с первого километра.
Удивительно, этот путь я проходил много раз где-то за десять минут и всегда он казался мне очень долгим и скучным. Но теперь девяносто минут пролетели как одно мгновение. Заслуга ТМЖ?
Лилу 11/10/2008 20:49
Мне на третьем курсе очень не хватает ОТДЖ (ТМЖ). Я бы всё-таки пересмотрела программу обучения на факультете жкрналистики...:O_o

Всего : 1, на странице: 1

Для этого элемента нельзя добавлять комментарии
Сейчас на линии: 0 пользователей, 10 гостей

© 2006 — 2011 Журфак.RU © Идея и дизайн — Стас Сырицын_127.0.0.1
Работает на Cotonti Genoa 0.6.10. Вместе с журфаком с 10/04/2006.
Мобильная версия